Реализм в Aрхитектурной визуализации. Что такое реализм?

Реализм как аутсайдер в истории искусства

В архитектурной визуализации реализм — это то, что обычно считается предпосылкой хорошего маркетингового имиджа. (Я использую термин «реализм» в общепринятом смысле оптической точности — в отличие от движения 19-го века в искусстве и литературе под названием «Реализм», которое имело очень конкретные цели — см. Ниже). Кроме того, эта статья касается только художественной / творческой стороны реализма, а не технической). На этом изображении выше Романа Гузара фотографический реализм был достигнут в высшей степени. Но то, что делает это изображение реалистичным, и то, что делает его таким убедительным по своей реалистичности, отнюдь не является простым вопросом.

Во-первых, реализм, как мы обычно понимаем этот термин, занимает удивительно небольшое место в общей истории искусства и может рассматриваться как нечто постороннее, когда дело доходит до перечисления основных черт искусства. Большинство произведений искусства, созданных обществами по всему миру за историю, насчитывающую более 40 000 лет, мало или совсем не пытаются быть реалистичными (в том смысле, что мы используем этот термин в архитектурной визуализации). Есть только несколько исключений, таких как искусство классической античности (ок. 500 г. до н.э. — 330 г. н.э.) и европейское искусство с 14 по 19 века. Этот посторонний статус порождает определенные проблемы и проблемы, с которыми должен столкнуться реалистичный художник или имиджмейкер. Чтобы оценить эти проблемы, необходим краткий обзор исторического положения реализма.

Сохранившихся примеров греческой живописи из классической античности не существует, но, судя по современным источникам, она должна была сравниться или даже превзойти реализм своей скульптуры классического и эллинистического периодов (см. Ниже). Плиний Старший, например, рассказывает о конкурсе рисунков, на котором картина винограда знаменитого греческого художника-эллинизма Зевсиса была настолько реалистичной, что птицы летели вниз, чтобы клевать их.

Ренессанс (14-16 века) пережил возрождение реализма, во многом вдохновленного скульптурой классической древности, такой как группа Лаокоона (вверху), которая была раскопана в Риме в 1506 году. Это стремление к реализму достигло его зенит в 17 веке. Картина ниже, выполненная Виллемом Калфом, достигает удивительного реализма благодаря тщательно просматриваемой игре света и тени — именно то, что древнегреческий художник Зевсис сделал, по современным данным, чтобы обмануть птиц.

Как ни странно, самые старые из известных нам картины — наскальные рисунки в палеолите в Испании и Франции — часто удивительно реалистичны. Когда первая из этих пещер, Альтамира, была обнаружена в 1879 году 8-летней дочерью археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола, ведущие эксперты категорически отказались верить, что картины были подлинными произведениями палеолитического искусства. Саутуола был обвинен в подлоге, и только после его смерти последующее обнаружение подобных пещер заставило экспертов признать правдивость его выводов.

Абстракция как реализм в искусстве

Но с тех пор, как эти картины были сделаны (около 40 000 — 20 000 лет назад), искусство, от палеолита до наших дней, во многих отношениях стало более абстрактным, за очень немногими исключениями. Возможно, главная причина этого заключается в том, что центральным направлением большинства традиционного искусства в течение этого длительного периода было изображение священной, а не мирской реальности. Церемониальная погремушка Тлинкита внизу, с северо-западного побережья Америки, является хорошим примером. Художник здесь явно не интересовался реалистичным изображением существ из нашего мира, даже несмотря на то, что он изображает то, что является узнаваемым вороном, с человеческой фигурой и зимородком на спине. Фактически, в таком искусстве часто важно, чтобы изображенные существа были не слишком реалистичными, чтобы они могли обладать качеством странности, которое выделяет их как сверхъестественных существ. Ибо это не обычный ворон — миф тлинкитов приписывает этому существу создание (или преобразование) мира, каким он является сегодня. Ворон украл солнце, луну и звезды и выпустил их в небо, чтобы пролить свет на мир, который до этого был покрыт вечной тьмой — то, что мифологи называют «долгой ночью».

Здесь следует подчеркнуть, что общества, создавшие такое искусство, не будут расценивать его как абстрактное или фантастическое, поскольку оно изображает то, что для них является конечной реальностью. В этом смысле их искусство более реалистично, чем искусство, которое просто копирует образы нашего мирского мира. Можно пойти еще дальше, поскольку, согласно некоторым религиозным и философским взглядам, материальный мир, в котором мы живем, является всего лишь иллюзией.

Модернизм и возвращение к абстракции

Это имеет отношение к современной культуре. Ранее я упоминал о серьезном интеллектуальном и духовном кризисе, который произошел в 18 веке в Европе. Прогресс науки поставил под сомнение давние религиозные верования. В ответ на это философы, поэты и художники в течение 19-го века разработали идею о том, что художественное видение может проникнуть за пределы досягаемости пяти чувств — и, следовательно, также за пределы эмпирического научного наблюдения — чтобы раскрыть область конечные реальности или духовные истины. Следующий пример Каспара Дэвида Фридриха символизирует эту тенденцию. Художник пытается передать ощущение более глубокой реальности, выраженной в неком мистическом общении с природой.

Западный миф о «благородном дикаре» или bon sauvage (добром диком человеке) развивался в течение нескольких веков, вдохновляясь главным образом европейскими контактами с коренными народами Америки и в других местах со времен Колумба. Теперь, в 19 веке, эта концепция начала играть фундаментальную роль в западном искусстве. Считалось, что так называемые первобытные люди, а также дети, имеют прямой доступ к коллективному бессознательному разуму, который позволяет им видеть и раскрывать более глубокие реальности человеческого существования. В 20-м веке это по-разному привело к примитивистской абстракции, характерной для большинства модернистского искусства. Эта картина Пабло Пикассо иллюстрирует эту тенденцию, хотя личный подход Пикассо к примитивизму был более сложным из-за французской рационалистической традиции, которой он подвергся в Париже.

Работа Пикассо сыграла важную роль в развитии американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Поллок полагал, что его полностью абстрактные картины, состоящие из капель краски, брошенных на холст, были результатом мистического процесса, который раскрыл скрытые истины коллективного бессознательного (как теоретизировал Карл Густав Юнг) — так же, как показало «примитивное» искусство те же мистические истины. То, что непосвященному может показаться непонятным беспорядком из капель и клеветы, согласно собственной вере художника и согласно модернистской традиции, частью которой он был, является представлением более глубокой реальности. Некоторые люди могут утверждать, что это истинный реализм, в то время как оптическая правда, которую мы видим в компьютерной графике, — это просто поверхностные явления или просто иллюзия реальности, которая сама по себе является простой иллюзией (согласно некоторым известным философам и религиозным системам).

Проблема реализма

Поэтому достижение истинного реализма в художественном образе — вещь неожиданно сложная. Этот вопрос еще более озадачивает, если учесть цели художественного движения XIX века, известного как реализм. Реагируя против духовных устремлений романтизма и принимая растущую научную парадигму современного века, реалисты стремились достичь истинного фактического, научного видения в своем искусстве. Это повлекло за собой гораздо больше, чем просто оптический реализм — они пытались лишить живописи всех изобразительных условностей, которые навязывали предмет или мировоззрение или систему ценностей, религиозную или иную, тем самым искажая визуальную правду, как они полагали. Представленная ниже картина Гюстава Курбе иллюстрирует это стремление и является одним из самых известных и знаковых примеров реализма. Вместо мифических героев, божественных персонажей или глав государств, занимающихся каким-то благородным делом, он дает нам двух скромных камнедробителей, которые в то время считались самой низкой формой физического труда.