Удаление отходов

Удаление отходовНа этой стадии в стоках содержится много фосфатов и нитратов, которые удаляются в процессе доочистки или третичной очистки. Последняя представляет собой дорогостоящий и сложный процесс, но с его помощью можно производить товарные фосфорные и азотные минеральные удобрения.

При отсутствии третичной обработки прошедшие вторичную очистку стоки можно сбрасывать, разбавлять и рассеивать. Они вполне чисты и характеризуются лишь небольшой величиной БПК, однако при сбросе их в водоемы может иметь место цветение воды, вызванное массовым развитием водорослей.

Взрывное развитие популяций водорослей особенно вероятно в озерах и реках с медленным течением (размножению водорослей способствуют азотные и фосфорные питательные для них вещества, не выведенные из состава сточных вод). Растительная масса отмерших водорослей будет затем гнить, вызывая высокую БПК, а когда вода лишится кислорода, она может стать неживой — не будет поддерживать никакой формы водной жизни. Твердые остатки первичной и вторичной очисток (осадки) обезвоживают и подвергают сжиганию.

Остающуюся после этого золу можно закапывать или использовать в качестве заполнителя. Весьма часто, однако, эти осадки просто загружают в баржи и затапливают в море.

Первый из названных методов удаления отходов называют методом концентрации и локализации; второй — методом разбавления и рассеивания. Газообразные отходы почти всегда удаляют методом разбавления и рассеивания в атмосфере.

Некоторые вредные вещества, например S02 (двуокись серы), можно устранять с помощью устройств для газоочистки — скрубберов до выбрасывания газов через дымоходы. Полученную таким образом серу используют как побочную товарную продукцию.

Твердые частицы (летучая зола, сажа) можно устранять путем фильтрации.

Поскольку воздушное сопротивление фильтра снижает тягу в трубе до неприемлемого уровня, для повышения тяги следует применять вентиляторы. Выбросы выхлопных труб двигателей регулируются с помощью каталитических дожигателей.

Так как эти устройства потребляют определенное количество энергии, их установка несколько снижает эффективную мощность двигателей.